Правда ли то, что профессия PR-специалиста в России женская

Основатель BMB Agency о том, какое лицо у современного пиарщика

У нее женское лицо, — говорят про профессию PR-специалиста. Казалось бы, что может быть логичнее: мужчины в большинстве своем обладают техническим складом ума, а женщины – гуманитарным. Они легко находят контакт с окружающими, умеют лавировать между падающими с неба камнями, креативно мыслят. Тут мужчины недобро заявят: «Мы тоже это умеем! А еще мы неподвластны стрессам!». Что ж, качество для пиарщика очень ценное. Но тогда вопрос остается открытым: какое же лицо у современного PR-специалиста, мужское или женское?

Мужчины обладают стратегическим мышлением, они способны анализировать, структурировать и принимать решения в критической ситуации, что, несомненно, важно в профессии PR. Холодный рассудок, способность анализировать и раскладывать по полочкам сложившуюся кризисную ситуацию – незаменимое качество для PR-специалиста. Там, где женщина, скорее всего, закатает истерику от безвыходности и нежелания принимать решение, мужчина проведет глубокий анализ ситуации, просчитает риски всех сценариев, вынеся за скобки эмоциональную составляющую, и примет взвешенное решение, взяв на себя ответственность ровно в той мере, в которой может себе позволить.

«Петляние» как ключевой навык PR-специалиста

Один из моих первых PR-директоров, когда я только начинала свою карьеру пиарщика, научил меня одному важному качеству. «Петлять». Значение этого слова вовсе не в том, чтобы снимать с себя ответственность. Отнюдь нет. Именно выйти за рамки привычных сценариев решения проблемы. Надо попасть на первую полосу ведущего издания? Не знаешь, как? «Думай, петляй». Иными словами «ищи выход». Именно это самая сильная черта женщин в нашей профессии. Мы не мыслим в рамках заданных координат. Мы всегда входим за рамки возможных сценариев. Отсюда рождается принцип, который я проповедую в наших компаниях: «нет безвыходных ситуаций, есть слепые люди». Там, где мужчина скажет «Это не возможно, я провел анализ», женщина скажет «Надо, значит надо. Нужно искать выход». И здесь на пользу женщинам приходит второе очень полезное качество – способность оказывать эмоциональное давление и манипулировать. Эмоции часто мешают женщинам, когда нужно принять взвешенное решение. Однако помогают тогда, когда надо найти точки эмоционального воздействия на человека (собеседника, подрядчика, клиента, журналиста). Женщины воспринимают мир очень часто исключительно эмоционально. И могут видеть те самые точки эмоционального, психологического давления. Если женщина нащупала эти точки, рычаги, она может манипулировать. А значит, решит вопрос там, где это не может сделать мужчина. Да, часто женщины пользуются своим гендерным положением. Да, часто давят на жалость. Ведут себя хитро. Но, в конечном счете, это детали. Главное, чтобы задача была решена и цель достигнута.

«Think out if the box»

Еще один плюс эмоционального восприятия мира женщинами в том, что они могут чувствовать целевую аудиторию. Мужчины изначально не приучены к этому. Они анализируют, но не представляют. Чтобы, например, предложить клиенту новый продукт, мужчина, скорее всего, проведет анализ предпочтений клиента на основании имеющейся информации, только сухой анализ. Женщина же поставит себя на место клиента. Они любят фантазировать. В таких ситуациях, когда нужно понять клиента/собеседника, это очень полезное качество. Женщины умеют эмоционально «прочувствовать» того, кто по другую сторону баррикады. Часто на совещаниях со своими ребятами я говорю: «Подумай, что хочет клиент? Представь, что ты на его месте». Мужчин такой запрос на экспромт вводит в ступор. Женщины же начинают представлять, фантазировать в слух. И тогда можно просчитать сценарии поведения клиента. Если же полученные сценарии пропустить в последствии через рациональный фильтр мужчины из команды, можно найти ту самую золотую середину.

Например, моя правая рука часто доводит меня до истерики своим скептичным подходом. Но, с другой стороны, его мнение заставляет меня поделить на два все мои планы покорения мира.

Своим рациональным и аналитическим подходом мужчины часто «осаждают» женщин, но, с другой стороны, при правильном управлении сбивают просто спесь и возвращают на землю, если предложенные сценарии вовсе утопичны.

Креатив из «ничего»

Приземленный принцип мужчин действовать в рамках заданных величин мешает им еще и тогда, когда нужно создать креатив «из ничего». Когда у тебя, например, совсем нет новостных поводов или кандидат «ни рыба, ни мясо», или завод сгорел, а их этого нужно сделать положительный информационный поток. В таких случаях мужчина размышляет на основании данной информации. Ни о каких «Think out of the box» не может идти и речи. Мужчины в таких ситуациях просчитывают риски. И только однажды я столкнулась с тем, что мужчина вышел за рамки привычного мышления (но, мне кажется, это уже сработала многолетняя закалка в профессии). Один мой хороший знакомый, которому я звоню только по делу и только тогда, когда мне нужен мужской совет, как-то сказал: «Суть нашей профессии в том, чтобы, если сгорел внезапно завод, рассказать об этом, будто так и было нужно, будто завод-то сгорел по плану». Если представить описанную ситуацию в реальной жизни, то мужчина вероятнее всего искал бы варианты, как бы «оправдаться». Женщина скорее бы вышла за рамки негативных исходных данных и повернула бы ситуацию себе же на пользу.

Это же касается и креатива. Мужчины (из сферы PR, не профессиональные креаторы, чья профессия изначально сводится к принципам «выйди за рамки, представь себя на месте клиента») могут «родить креатив» только на основании рационального анализа. Женщины же могут создать креатив «из воздуха». Равно как и новостные поводы, полезные идеи для продвижения и даже новые рынки для освоения.

Конечное распределение ролей между мужчиной и женщиной в сфере PR зависит напрямую от задач и от кандидатов. Чаще всего женщины – хорошие исполнители. Они «без мыла» везде пролезут, пропетляют и найдут альтернативные выходы из сложной ситуации, дадут эмоциональную оценку клиенту, когда это нужно, они могут манипулировать. Однако над ними всегда должен быть мужчина, способный мыслить рационально, структурировано и стратегически. Если же женщина не склонна к истерии, старательно избавляется от навязанных социумом стереотипов «девочки, которая ничего не хочет решать» и обладает качествами управленца, то в ее команде обязательно должен быть мужчина (в данном случае под ней), который будет периодически «возвращать ее на землю». Вот и вся математика.

Наталья Колесникова
Основатель BMB Agency Moscow/Berlin

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*