Интеллектуальный поиск для интернет-магазина

О компании Detectum и об интеллектуальном поиске, который учитывает структуру каталога интернет-магазина и параметров товаров из базы данных, рассказывает её сооснователь Лев Гершензон.

— Добрый день, уважаемые слушатели, с вами Екатерина Вейт, сегодня в гостях у нас Лев Гершензон, он является генеральным директором и сооснователем компании «Detectum». Лев, расскажите о своей компании, и опишите основную модель компании, что это такое, для кого, кто является вашим пользователем, кто является вашим основным клиентом?

— Добрый день, спасибо. Компания «Detectum» разрабатывает поисковые технологии для интернет-магазинов. Основное наше приложение – это поиск для интернет-магазинов, идея технологии, идея компании – очень простая, сделать так, чтобы люди, привычным образом, как они ищут в Яндексе, или Google, могли бы искать также не просто в интернете, а по структурированным, каталогизированным массивам данных, и самым понятным, самым доступным, часто встречающимся примером таких данных, является описание базы товаров, с которыми, собственно, имеют люди дело в интернет магазинах. Наша модель очень простая, мы предлагаем интернет-магазинам использовать нашу поисковую технологию у себя на сайте, то есть, грубо говоря, когда люди заходят на сайт интернет-магазина, и находят там поисковую строку и задают какие-то свои запросы — дальше вступаем мы, получаем эти запросы, ищем в базе товаров, возвращаем результаты, и на сайте магазина они отображаются. Собственно, откуда эта идея, почему это работает?

— Да, и ниша. Как вы, вообще, нашли нишу?

— Да, давайте я скажу пару слов, небольшой такой экскурс в историю интернета, очень короткий, не бойтесь. Значит, там лет 15-20 назад, когда интернет появлялся, может быть, кто-нибудь помнит, были очень популярные каталоги, каталоги сайтов. Были там Cool Directories, Yao, Alta Vista, то есть, был такой способ найти какие-нибудь сайты, когда сайтов было мало, через каталоги. Но, потом, довольно быстро, эта каталожная модель исследования поиска информации и сайтов, она уступила поисковой, появление, рост и захват всего рынка компанией Google ознаменовал этот переход, и их лаконичный интерфейс с одной поисковой строкой, вот эту каталожную модель совершенно убрал. То есть, грубо говоря, люди, когда им что-то нужно в интернете, или вообще какая-нибудь информация, или нужно найти какие-нибудь организации, расписание, что угодно, они задают запрос поисковый, они спрашивают, что у них есть в голове, получают ответ. И более того, последние годы, даже разница между строкой адресной в браузере и поисковой строкой, это граница уже стерлась, можно и там и там спрашивать, люди не делают между этим разницы, и нужно что-то, спрашивают. Если мы посмотрим на сайты e-commerce, данные интернет-магазины, то там ситуация другая, она как бы, соответствует…

— То есть, они работают по каталогизированной модели.

— Если Вы проанализируете свой опыт посещения сайтов интернет-магазинов, и этот Ваш опыт, скорее всего, будет подтверждаться той статистикой, которая у нас есть, есть у любого интернет-магазина, что большинство людей, которые приходят на сайт, они ходят по категориям, и выбирают то, что им нужно, как бы кликая на категории, на это дерево категорий, там выбирая какие-нибудь фильтры, фасеты. И получается, что вот здесь есть такой разрыв. Такой, не знаю, что, поколенческий, что ли, разрыв в модели поиска, исследования товаров, которые людям нужны. То есть, для всех задач у них есть поиск, а в случаях с товарами на сайтах магазинов, им предлагается, это видно и в дизайне сайтов, там всегда это меню и категории, сверху, или вертикально слева. Предлагается эта каталожная модель. Часто выдача каталожная, то есть, то, как вы видите категории, они оформлены красивее, лучше, более продуманно, а поиск – это, как бы, на сдачу. Это как-то работает, и ладно. Собственно, в этом месте и есть наша возможность рыночная, и есть значительное пространство, для улучшения, что называется, User Experience магазина, и его коммерческих показателей, потому что поиск – это универсальный способ, навигация на каждом сайте, даже похожей тематики, каталог может быть немножко по-разному устроен, это дерево немножко по-разному устроено, название категорий чуть-чуть разные, то есть, чтобы эффективно по нему ходить, все равно нужно в этом как-то разобраться. У людей, сейчас, нет времени и желания. Поисковая строка – абсолютно универсальный инструмент, пришел, спросил и ожидаешь, как в Google, опять-таки, получить максимально точный, полный результат, и чтобы самое релевантное было сверху. Мы стараемся этот опыт привнести в магазины, и …

— Мне кажется, например, уже многие наши мэтры и многие наши компании, такие как eBay или Amazon, они уже работают с такой поисковой строкой, насколько я знаю.

— Да, нет, конечно, неслучайно, что Вы назвали две компании, которые, например, в Германии, если мне не изменяет память, занимают, примерно, половину всего рынка e-commerce, конечно, поисковая строка есть почти у всех интернет-магазинов, вопрос – что за ней, и какого там качества происходит…

— Что за ней стоит.

— Если взять компанию Amazon, как известно, у нее есть такое небольшое подразделение, под названием A9, в котором работает то ли 700, то ли 800 инженеров, они занимаются только тем, что разрабатывают алгоритмы поиска, навигации, рекомендаций, ранжирования для Amazon, и все. Прочие магазины, себе, ну, какие-то крупные тоже держат свои отделы, но, даже средние, и среднекрупные, не могут себе этого позволить, и соответственно, это отражается на качестве их поиска. Чтобы не быть голословным, какие-то простые примеры я приведу, где видно, что этого не хватает. Например, почти ни в одном магазине тематики fashion, которые продают одежду, или обувь, вы не можете в поисковой строке задать размер одежды, который вас интересует.

— Ну, да. Мы просто ищем по категориям, скажем, платье, платье какого цвета, какого размера, и так далее, и тому подобное.

— А потом, в модели, уже выбираем эти платья. Но, если посмотреть, эта модель, навязанная нам, она совершенно не оптимальна. Если я прихожу в магазин обуви, и у меня 42 размер ноги, какие бы красивые, прекрасные ботинки 44-го размера мне не показали, я никак не смогу их использовать с толком, для себя.

— Послушайте, а вот Solando, эта компания не работает с поисковой строкой, мне кажется нет, я вот сейчас не помню…

— Работает.

— Работает, у них есть своя строка, да?

— У них есть. Смотрите, поисковая строка есть у всех, дальше вопрос в том, какие возможности. Наша задача, как компании, наша цель продуктовая – сделать так, чтобы в поиске, каждый интернет-магазин, который с нами работает, это значит, в перспективе, каждый интернет магазин вообще, смог бы предоставить такой поиск, чтобы что человек не спросил про товары, он получил бы всегда полный и точный ответ.

— Ну, понятно, не важно каким языком, скажем, а чтобы он получил точный ответ. На данный момент, в компаниях, это не так. То есть, мы задаем, а нам выдают другую информацию.  

— Либо другую информацию, либо неполную информацию, либо, действительно, какие-то наши параметры, которые мы хотим задать, игнорируются. Ну, вот, яркий и простой пример – с этими размерами. Если размеры в поиске не используются, не индексируются, то, в лучшем случае, вы найдете товары, там, где будет число 42, или будет написано, что там размер модели – 42, это совершенно не соотносится с тем, что нужно, или огни вообще будут проигнорированны. Это яркий такой случай, для нас также проблема, если в поиске находится по запросу, условно говоря, 10 товаров, а на самом деле, релевантных товаров в магазине — 40. Это, все равно значит, что вероятность того, что будет совершена покупка, вероятность того, что пользователь найдет то, что ему нужно, она будет в разы меньше. То есть, у нас есть такая тоже простая аналогия – самая острая проблема, с которой мы боремся, это, когда приходит пользователь в магазин, что-то спрашивает, у магазина есть эти товары, но, магазин пользователя не понимает, и ничего не возвращает. Вот это самая, самая страшная история. Основные проблемы, если показывает меньше, чем есть, это проблема, если показывает все, что есть, но еще столько же показывает нерелевантных товаров, это тоже проблема. Все эти случаи, все эти проблемы, они снижают вероятность покупки, и в конечном итоге, отражается на…

— Количестве клиентов.    

— Да, и на актуальных финансовых показателях, то есть на обороте, и на том, что более важно в долгосрочной перспективе – на лояльности клиентов, потому что, если пользователь не получил то, что нужно, или ему неудобно разбираться, он уйдет в другой магазин. В интернете все, как говорил Илья Сигалович, на расстоянии одного клика находится. Это все очень близко, и потерять клиента, гораздо проще, чем его потом…

<продолжение интервью смотрите на записи>

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*